Стратегия и миссия ЗКГУ

Стратегия развития
Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова в 2011-2020 гг.

Современное состояние
Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова является одним из старейших вузов страны. Основные этапы развития Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова: 1932 год – открытие в г.Уральске второго в Казахстане (после КазПИ) педагогического института (УПИ); в 1937 г. УПИ присвоено имя А.С.Пушкина; в 1996 году на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 7 мая 1996 года №573 Уральский педагогический институт был преобразован в Западно-Казахстанский гуманитарный университет им. А.С. Пушкина. 14 февраля 2000 г. Постановлением Правительства РК №236 путем слияния Западно-Казахстанского гуманитарного университета им. А.С. Пушкина, Западно-Казахстанского аграрного университета и института искусств им. Даулеткерея создан Западно-Казахстанский государственный университет. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 ноября 2002 года №1172 ЗКГУ реорганизован путем выделения из него Западно-Казахстанского аграрно-технического университета. В 2003г. ЗКГУ присвоено имя Махамбета Утемисова.
Юридический адрес университета: 090000 г. Уральск, проспект Достык, 162,  тел. (711) 51-26-32, 51-42-66, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
В структуру университета входят институты экономики и управления, культуры и искусства, факультеты педагогический, филологический, естественно-математический, истории и права, колледж, аналитический центр, центр информационных технологий, научная библиотека, издательский центр и СМИ, испытательная лаборатория экологии и биогеохимии, учебно-лингвистическая лаборатория и другие подразделения научного, учебного и производственного направлений.
В составе университета 22 кафедры, готовящих кадры по 50  специальностям бакалавриата, 24 магистратуры, 4 докторантуры PhD.


В настоящее время в ЗКГУ общая численность студентов составляет около 5000 человек. По государственным образовательным грантам обучается 25% студентов.
Учебно-методическая работа в ЗКГУ им. М. Утемисова осуществляется на основании Государственных общеобязательных стандартов образования. Обеспеченность Государственными общеобязательными стандартами образования РК по специальностям составляет 100%.
Программы практик разработаны с учетом профиля специальностей, характера предприятия, учреждения, организации и объекта практики. Заключены договора с базами практик по направлениям сферы образования, системы государственного управления, организаций искусства и культуры, финансовой сферы, предприятий малого и среднего бизнеса и т.п.

Воспитательная работа в Западно-Казахстанском государственном университете осуществляется с учётом основных направлений государственной молодёжной политики и организована в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РК.
В ЗКГУ функционируют научно-исследовательские центры:
1.    Региональный ресурсный центр НАО им. Ы.Алтынсарина;
2.    Центр развития языков;
3.    Центр региональных проблем экономики;
4.    Центр культурного наследия;
5.    Центр проблем экологии и природопользования.
В ЗКГУ сформирована база компьютерной и оргтехники. Компьютерный парк насчитывает 800 компьютеров нового поколения. В учебном процессе используются интерактивные доски, графопроекторы и видеопроекторы. К корпоративной сети с выходом в Интернет подключено 600 компьютеров. Официальный Web-сайт ЗКГУ: www.wksu.kz.  Разработан Intranet-сайт вуза (http://inside.wksu.kz), позволяющий вести оперативное делопроизводство, корпоративная электронная почта (mail.wksu.kz), обеспечивающая связь между внутренними и внешними абонентами.
Библиотечный фонд составляет более 1 млн  единиц хранения. На одного студента приходится свыше 140 ед.  Научная библиотека университета располагает десятью читальными залами.


Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова на своем балансе имеет 8 учебных корпусов, 1 студенческое общежитие, 2 типовых спортивных зала, 3 приспособленных спортивных зала, 2 открытые спортивные площадки, агробиостанцию.
Одним из направлений деятельности Западно-Казахстанского государственного университета является углубление двусторонних партнерских отношений с университетами ближнего и дальнего зарубежья. Университетом подписана Великая Хартия университетов «Magna Charta Univesitatum». В настоящее время в ЗКГУ заключено свыше 30 соглашений, договоров, протоколов о намерениях сотрудничества в области науки и высшего образования с вузами ближнего и дальнего зарубежья. Реализуются программы двудипломного образования.
ЗКГУ им. М.Утемисова осуществил внедрение и функционирование СМК в деятельности университета. В университете разработана и действует 4-х уровневая система документации СМК, а также контролируются обязательные документированные процедуры, отраженные в методических указаниях. В мае 2010 года университет успешно прошел внешний инспекционный и ресертификационный аудит ЗКФ ОАО «Национальный центр экспертизы и стандартизации» на соответствие стандартам ИСО 9001-2000 «Система менеджмента качества. Требования».
В ЗКГУ разработан ряд внутренних нормативных документов, направленных на совершенствование качества образования.
Результаты деятельности университета в сфере управления качеством образования подвергаются мониторинговым исследованиям. Ежегодно осуществляется анкетирование студентов и ППС по вопросам организации и проведения образовательной деятельности в вузе.
Оценка качества освоения образовательных программ осуществляется путем организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

В университете существует система обратной связи с работодателями, которая реализуется посредством проведения анкетирования, бесед с  руководителями баз практики на предмет определения удовлетворенности уровнем подготовки молодых специалистов.


Для содействия в трудоустройстве выпускников университет ежегодно проводит ряд мероприятий: встречи с руководителями предприятий, предварительный конкурсный отбор по заявкам организации, ярмарка вакансий (день карьеры), персональное распределение выпускников, участие в городской ярмарке вакансий.
На основании нормативно-правовых актов в области образования и Послания Президента РК Н.А. Назарбаева для повышения качества знаний в университете принята «Программа стратегического развития ЗКГУ им. М. Утемисова на 2005-2010 годы», которая поэтапно выполнялась. Результатом проведенной работы явилось успешное прохождение вузом в 2008 году государственной аттестации. В 2010 году Западно-Казахстанский государственный университет прошел институциональную аккредитацию НАЦ МОН РК.
В настоящее время в ЗКГУ разработана и принята Концепция развития университета до 2020 года.

Миссия
Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова

В контексте общей стратегии развития образования до 2020 года ЗКГУ призван стать эффективным центром культурного, научного и социального развития Западно-Казахстанской области.
Методология разработки миссии университета основывалась на необходимости отразить историю вуза; определить место и роль вуза в регионе; показать приверженность идеям межнационального и цивилизационного сотрудничества; раскрыть участие в процессах демократизации общества, гуманизации и инновационного развития образования; подчеркнуть высокие требования, предъявляемые вузом к качеству обучения в соответствии с реализуемыми направлениями подготовки, место и роль выпускников вуза в развитие страны и региона.
Миссия ЗКГУ: Сохранение и приумножение научных, учебно-образовательных и воспитательных традиций одного из старейших вузов Казахстана, на основе евразийских идей межкультурного диалога и национального согласия, позволяющих Западно-Казахстанскому государственному университету им. М.Утемисова быть центром социальной, экономической, культурной модернизации региона. Подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием передовых технологий обучения и современной образовательной инфраструктуры в соответствии с запросами личности, общества и государства, способных позитивно влиять на развитие образования, экономики, права, искусства и культуры, накопление и распространение гуманитарных, естественно-научных и технических знаний.


Цель и задачи
деятельности Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова

Цель: Осуществление учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной деятельности в сфере высшего и послевузовского образования на основе интеграции науки, образования и производства, способной обеспечить высокое качество образования и устойчивое развитие университета.
Задачи:
-    Совершенствование деятельности университета посредством создания необходимых организационно-нормативных, кадровых, программно-методических и других условий для интеграции учебного и воспитательного процессов, последовательного развития и самореализации творческой личности;
-    Проведение инновационной политики в области информатизации образования и внедрения новых технологий обучения;
-    Проведение научно-исследовательских работ;
-    Укрепление связи с международными фондами, организациями и иностранными вузами-партнерами для повышения престижа, привлечения средств и повышения квалификации своих сотрудников через участие в международных проектах;
-    Совершенствование финансирования вуза в соответствии с реалиями  и потребностями социально-экономического развития общества.


Стратегические направления деятельности Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова

Для реализации миссии, целей и задач ЗКГУ в качестве приоритетных направлений развития определены:
Кадровое обеспечение, развитие послевузовского образования и повышение квалификации ППС.
В целях кадрового обеспечения вуза необходимо провести многоаспектный анализ кадрового потенциала кафедр и институтов и разработать целевую программу обеспечения педагогическими кадрами по всем направлениям и специальностям подготовки.


Создать все условия для подготовки выпускников бакалавров/магистров  для поступления в магистратуру/докторантуру PhD на основе государственных грантов. Рассмотреть проекты финансовой поддержки сотрудников вуза обучающихся на коммерческой основе в магистратуре и докторантуре PhD.    
Для реализации положения Закона Республики Казахстан  «Об образовании», обязывающего прохождение курсов повышения квалификации каждым преподавателем не менее одного раза в пять лет, предусмотреть ежегодное обучение не менее 20% ППС университета.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса основанное на иновационном подходе должно быть ориентировано на решение таких задач как:
Трансформация содержания образования от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат;
Разработку и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования и формах обучения;
Внедрение в учебный процесс новых информационных и педагогических (интерактивных) технологий;
Обеспечение условий для активной самостоятельной работы студентов, индивидуального выбора траектории обучения, академической мобильности обучающихся,  преподавателей;
Совершенствование структуры и содержания каталогов элективных дисциплин, что позволило бы  реализовать в рамках каждой специальности не менее трех специализаций;
Подготовку силами ППС университета учебников, курсов лекций,  учебных и учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам, прежде всего на государственном языке.
Разработку и внедрение в ЗКГУ программ «двухдипломного» образования как внутри вуза так и с зарубежными партнерами.  
Интеграция науки, образования и производства путем создания инновационных структур, научных лабораторий, центров, учебно–научно–производственных комплексов.
Преимуществом масштабной интеграции высшего образования и науки является концентрация в рамках смежных структур кадрового персонала всех уровней и возрастов, материально-технических ресурсов и финансового обеспечения. Это создаст объективные предпосылки для развития науки и подготовки специалистов на современном уровне.


Созданные в ЗКГУ научные центры должны проводить научные исследования, как по собственным программам, так и по заказам внешних организаций.
Исследовательским подразделениям университета необходимо шире использовать магистрантов и докторантов при выполнении ими диссертационных работ, таким образом, изменяя содержание послевузовского образования за счет углубления исследовательских компонентов.
Существующие научные центры необходимо трансформироваться в учебно–научно–производственные комплексы. Рассмотреть возможности и включить в планы развития, открытие новых центров.  
Информатизация образования относится к приоритетным направлениям развития университета и включает в себя подготовку студентов по специальностям информационного обеспечения, создание условий для оптимизации учебного процесса путем сокращения контактных часов и аудиторных занятий, что предусматривает увеличение количества времени, затрачиваемое преподавателем на научно-методическое обеспечение учебного процесса и самостоятельной работы студентов.
Информатизация образования означает и прорыв в развитии дистанционного обучения, становление которого в настоящее время затруднено из-за отсутствия необходимых цифровых ресурсов.
Специалисты ЗКГУ по информационным технологиям должны быть ориентированы не только на поддержку и обслуживание приобретенных программных продуктов, но и создание эксклюзивного программного обеспечения высокого уровня.
Все выпускники университета по государственной программе ликвидации информационного неравенства должны быть сертифицированы на уровень ИКТ компетентности.

В ЗКГУ постоянно действуют курсы обучения по информационным технологиям, в среднем один раз в три года обучение должны пройти все представители руководства, преподаватели и сотрудники вуза.
Обновление парка компьютерной техники в подразделениях университета должно быть ориентированно на соответствие мировым показателям обеспеченности организаций образования компьютерной техникой.
Учебные дисциплины должны иметь поддержку цифровыми ресурсами, электронными учебниками, электронными библиотеками, обучающими программами, виртуальными лабораториями, видео-лекциями и т.п.


Студентам необходимо обеспечить доступ к казахстанским и мировым научно-образовательным ресурсам.
Для эффективного использования ресурсов INTERNET в решении образовательных задач, консультирования студентов, оказания методической помощи и поддержки ППС должен быть усовершенствован интерфейс и дизайн официального Web-сайта ЗКГУ, отражающий основные направления деятельности вуза. В сфере электронного документооборота широкое распространение получат сетевые технологии.
Воспитательный процесс в университете должен быть ориентирован на становление личности, обеспечение условий для активной самореализации студентов, воспитание образованного, высоконравственного, способного к  сотрудничеству и межкультурному взаимодействию человека.
В ЗКГУ создана и развивается система студенческого самоуправления. Разработана программа по переводу студенческих групп на полное самоуправление.
Проведение мероприятий по патриотическому воспитанию среди студентов и преподавательского состава по общественно-политической грамотности, предотвращению распространения деструктивных политических идей, обеспечению поддержки государственной политики, популяризации государственных символов Казахстана должно осуществляться  во всех структурных подразделениях университета.
Система оценки качества ориентирована на внедрение новых и совершенствование существующих процедур внутренней и внешней оценки качества образования.
Проведение специализированной международной аккредитации позволит ЗКГУ изучить требования к зарубежным образовательным программам, соотнести международные стандарты с казахстанскими образовательными программами, внедрить новые элементы в программу обучения, интегрироваться в международное образовательное пространство и в целом повысить качество обучения и уровень профессиональных компетенций наших выпускников.
Становление системы оценки качества образования также осуществляется путем внедрения международных стандартов ИСО - 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования», ИСО-14001:2004 «Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»; разработки внутривузовской нормативной документации; мониторинговых исследований; текущего, промежуточного и итогового контроля знаний; рейтинговой оценки деятельности и экспертного контроля профессионального уровня ППС; анкетирования работодателей.


Совершенствование экономических механизмов сферы образования предусматривает активизацию и корректировку направлений работы Попечительского совета и Ассоциации выпускников ЗКГУ в целях создания Фонда, используемого для реализации целевых образовательных и научно-исследовательских программ, капитального строительства, обновления материально-технической базы. Инициирование программы предоставления областными и районными акиматами и маслихатом грантов на получение образования  за счет средств бюджета.  Подписания меморандумов о сотрудничестве с акиматами и социальном партнерстве с работодателями.

Целевые индикаторы развития Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова

Кадровое обеспечение, развитие послевузовского образования и повышение квалификации ППС
Разработать в 2011 г. целевую программу обеспечения педагогическими кадрами до 2015 года по всем направлениям и специальностям подготовки.
Обеспечить к 2015 году открытие магистратуры не менее чем по 60 % специальностей.
К 2020 году открыть магистратуру по всем специальностям обучения.
Обеспечить к 2015 году открытие докторантуры PhD не менее чем по 8 специальностям.
К 2020 году открыть докторантуру PhD не менее чем по 12 специальностям.
К 2015 году добиться не менее 50% остепененности кадров ППС университета.
К 2020 году добиться не менее 60% остепененности кадров ППС университета.
Разработать в 2011 г. и реализовать план повышение квалификации ППС университета до 2015 г.  
К 2015 году создать систему подготовки руководителей структурных подразделений университета по программам менеджмента в образовании.
Научно-методическое обеспечение учебного процесса на основе инноваций
Проведение республиканских и международных конференций по реализации компетентностного подхода в образовании, совершенствованию кредитной технологии, не менее 3 до 2015 года.


Получение разрешение МОН РК на ведение учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения до 2012 г.
Издание в ЗКГУ, по результатам внедрения в учебный процесс новых информационных и педагогических (интерактивных) технологий, сборника методических работ ППС «Школа передового педагогического опыта» - ежегодно.
Разработка каталогов элективных дисциплин на основании требований рынка (проведение анкетирование работодателей, студентов,  выпускников) – ежегодно.
Разработать к 2015 году, в рамках каждой специальности не менее трех специализаций.
Разработка и внедрение в ЗКГУ программ «двудипломного» образования внутри вуза, не менее 3 программ к 2012 году и не менее 12 программ к 2020 году.
Разработка программ «двудипломного» образования в сотрудничестве с зарубежными вузами-партнерами, не менее 3 программ к 2012 году и не менее 12 программ к 2020 году).
К 2020 году не менее 20% дисциплин должно преподаваться на английском языке.
Интеграция образования, науки и производства
Обеспечить участие научных центров и ППС ЗКГУ в конкурсах на получение грантов – ежегодно.
Принять Положение в 2011 г. и трансформировать существующие научные центры в учебно–научно–производственные комплексы до 2014 г.
Открыть новые научно-исследовательские центры до 2015 года: Центр химических технологий, Центр информационных технологий, Центр политических и социологических исследований. До 2020 года открыть не менее 6 научно-исследовательских центров.
Разработать к 2015 г. не менее 6 программ совместных исследований с существующими передовыми научными центрами, как отечественными, так и зарубежными.

Информатизация образования
Создание эксклюзивного программного обеспечения организации учебного процесса, контроля знаний, управления контингентом и т.п. Не менее 4 до 2015 года, не менее 8 до 2020 года.
Подготовить требуемые документы и открыть в университете не менее двух новых образовательных программ информационного направления до 2012 года.
Разработать программу кадрового, научно-методического, материального развития выпускающих кафедр с целью создания в составе университета института информационных технологий к 2015 году.
Обеспечивать прохождения курсов по информационным технологиям один раз в три года всеми представителями руководства, преподавателями и сотрудниками вуза - ежегодно.


В программы подготовки профессиональных педагогов (магистратура-докторантура PhD) включить специализированные курсы (за счет элективного компонента) по методологии и технологии информатизации образования до 2015 года.
Ежегодно проводить сертификацию всех выпускников университета на уровень ИКТ компетентности.  
Оснащение учебного процесса компьютерами к 2020 году довести до соотношения 1:1 к контингенту обучающихся.  
К 2020 году обеспечить поддержку не менее 90% учебных дисциплин цифровыми ресурсами, электронными учебниками, электронными библиотеками, обучающими программами, виртуальными лабораториями, видео-лекциями и т.п.
К 2012 году обеспечить свободный доступ студентов к казахстанским и мировым научно-образовательным ресурсам через Интернет.  
Внедрить к 2015 году, в сфере электронного документооборота сетевые технологии: система управления классом или группой (CRMS); система управления обучением (LMS); система управления контентом (CMS), система проектирования интерактивной образовательной среды (LENS); система проектирования ресурсами (ERP), менеджмент взаимодействия (CRM), система менеджмента планирования (PMS), система тестирования (TMS) и другие.
Личностное развитие  и воспитание студентов
К 2012 году разработать критерии оценки эффективности воспитательного процесса и уровня развития личности.
К 2014 году обеспечить развитие студенческого самоуправления и привлечь к участию в студенческом самоуправлении не менее 15% обучающихся.
В целях формирования развитой личности, обладающей чувством  ответственности за судьбу страны создать развитую волонтерскую сеть, охватывающую не менее 20% студентов к 2015 году.
Ежегодно формировать отряды  «Жасыл ел», студенческие строительные отряды и т.п. для проведения трудового семестра.
Ежегодно обеспечивать участие не менее 20% студентов в работе спортивных секций, кружков, объединений и т.п.


Совершенствование системы оценки качества
В рамках создания системы оценки качества внедрить к 2012 г. новые процедуры внутренней и внешней оценки качества образования, такие как «Анализ требований потребителей к организации и содержанию учебного процесса по специальностям», «Оценка образовательных программ на соблюдение требований профессиональных и социальных компетенций».
Ежегодно проводить в ЗКГУ оценку деятельности вуза на соблюдение законодательства РК в сфере образования.
Провести очередную институциональную аккредитацию вуза в 2015 году.
В 2011-15 гг. вуз должен пройти международную аккредитацию не менее 15 образовательных программ бакалариата. К 2020 г. пройти международную аккредитацию не менее 60% образовательных программ всех уровней.
Международные стандарты ИСО - 9001:2000 требуют систематического проведения внутренних инспекционных и внешних ресертификационных аудитов и ЗКГУ будет неукоснительно следовать этим требованиям.
Новые подходы к финансированию
Создание, при поддержке Попечительского совета и Ассоциации выпускников, Фонда ЗКГУ, используемого для реализации целевых образовательных и научно-исследовательских программ, капитального строительства, обновления материально-технической базы – к 2015 г..
Выполнение научно-исследовательскими центрами ЗКГУ заказов государственных учреждений и организаций, производственных предприятий и коммерческих структур на проведение хозрасчетных работ не менее 4 к 2015 г. и не менее 10 к 2020 г..
Разработать, совместно с акиматами города и области,  к 2014 г. программу предоставления грантов на получение образования  за счет средств областного бюджета по педагогическим  специальностям и специальностям искусства и культуры.    
К 2012 г. осуществить переход, связанный с изменениями принципов оплаты труда в вузе в зависимости от числа кредитов, а не количества часов.


Соответствие целей развития Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова стратегическим целям региона и республики

Стратегия развития Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова направлена на:
Создание конкурентноспособной системы высшего и послевузовского образования в ЗКГУ, ориентированной на решение проблем опережающего развития, важнейших направлений образования и науки.
Трансформацию содержания образования от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат.
Повышение качества образования в ЗКГУ. Подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.
Создание инфраструктуры по обеспечению научной и инновационной образовательной деятельности, постоянное обновление учебно-лабораторной, научно-экспериментальной, технологической и учебно-методической базы вуза.
Обеспечение вариативности и альтернативности образовательных систем,  гибкости и динамичности образовательного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям и запросам населения и работодателей.
Внедрение образовательных программ  по «двухдипломному» образованию.
Внедрение инновационных, информационных и педагогических технологий.

Развитие  интегрированных  образовательных и научно-производственных структур.
Подтверждение качества обучения в ЗКГУ по результатам специализированной и институциональной международной аккредитации.
Завершение перехода на трехступенчатую модель подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура. Осуществление повышения квалификации и переподготовки преподавателей вуза.
Поддержание устойчивого финансового положения университета.
Ожидаемые результаты от реализации стратегия развития вуза полностью соответствуют целям и задачам Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы.
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью  образовательных реформ                      в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической  среде. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. К 2020 году Казахстан должен превратится в образованную страну с умной экономикой и высококвалифицированной рабочей силой.
Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова выступает проводником государственной политики в сфере развития образования.


Пути и способы достижения поставленных целей в Западно-Казахстанском государственном университете им .М. Утемисова

Пути и способы достижения поставленных целей обусловлены сильными сторонами деятельности вуза и имеющимися возможностями.     
Анализ системы подготовки кадров в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова показывает, что сильными сторонами деятельности вуза выступают:
-    стабильно высокий рейтинг вуза в стране;
-    широкие международные связи и признание вуза за рубежом;
-    многопрофильный характер деятельности вуза, позволяющий полностью или частично удовлетворять потребности региона в сферах образования, экономики и управления, культуры и искусства;
-    внедрение в деятельность вуза международных стандартов ИСО - 9001:2000 «Система менеджмента качества», ИСО-14001:2004 «Система управления окружающей средой»;
-    система контроля качества образования  - внутренняя нормативная документация, мониторинговые исследования, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, рейтинговая оценка и экспертный контроль профессионального уровня ППС, анкетирование работодателей;
-    наличие материально-технической базы соответствующей квалификационным требованиям;
-    сочетание государственного и внебюджетного финансирования;
-    рост расходов на приобретение компьютерной техники, развитие информационно-коммуникационных технологий, что способствует информатизации образовательного процесса в университете;

-    высокий уровень научной и методической подготовки преподавателей, имеющих ученые степени и звания;
-    опыт инновационной деятельности - внедрение кредитной технологии обучения и ее совершенствование;
-    становление двухуровневой системы подготовки бакалавр-магистр-доктор PhD по ряду специальностей;
-    непрерывное совершенствование системы управления вузом.
Также Западно-Казахстанский государственный университет имеет возможности:
-    открытия Советов по защите докторских диссертаций (PhD);
-    расширение условий для реализации программ послевузовского профессионального образования (магистратура, PhD);
-    повышение качества образования за счет расширения сфер внедрения информационно-коммуникационных технологий;
-    дальнейшей разработке программ «двудипломного» образования, интеграции с зарубежными вузами по  программам высшего и послевузовского  образования;
-    внедрения технологий дистанционного обучения;


-    внедрения в производственный процесс программных продуктов, обеспечивающих функционирование единой системы электронного документооборота;
-    оптимизации количества реализуемых образовательных программ (специальностей), форм и видов обучения;
-    совершенствования учебно-методической документации РУП, КЭД, УМКД и т.п.;
-    использования новых форм профориентационной работы;
-    повышения научного и педагогического уровня ППС;
-    проведения международной аккредитации по ряду программ обучения и институциональной аккредитации;
-    совершенствования работы научно-исследовательских центров;
-    строительства общежития за счет собственных средств и бюджетного финансирования;
-    увеличение доли внебюджетного финансирования путем привлечения спонсорских средств, инвестиций, грантов и т.д.;
-    выдвижения инициатив на уровне руководства министерства, города, области, правительства по совершенствованию системы управления и финансирования образования.

Возможные угрозы деятельности Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова

Угрозами для деятельности ЗКГУ являются:
-    возможность закрытия отдельных программ обучения из-за снижения  доли ППС с учеными степенями и званиями;
-    увеличение доли преподавателей с учеными степенями и званиями предпенсионного и пенсионного возраста;
-    отсутствие развитой системы подготовки педагогических кадров для высшей школы,  магистратура-докторантура PhD, по всем специальностям;
-    низкий уровень средней заработной платы ППС относительно средней  заработной платы по области и отток специалистов в другие отрасли хозяйства;
-    снижение контингента студентов в связи с демографическими процессами, стоимостью оплаты за обучение и конкуренцией со стороны других вузов региона, республики и других государств;
-    снижение и/или отсутствие спроса со стороны абитуриентов на ряд педагогических специальностей и специальностей искусства и культуры и закрытие этих специальностей из-за отсутствия набора;
-    сохраняющийся дисбаланс между количеством студентов, обучающихся на казахском языке и количеством учебной и методической литературы, выходящей   на государственном языке по некоторым специальностям;
-    снижение востребованности на рынке труда специалистов с высшим  образованием по отдельным программам обучения.


Взаимодействие Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова с отраслями региона

Взаимодействие Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова с отраслями региона осуществляется по целому ряду направлений, связанных с совершенствованием содержания образовательных программ, организации практик, трудоустройства и т.п.
Элективные дисциплины образовательных программ обновляются с учетом требований рынка. Так, например, к 2009-2010 учебном году были пересмотрены некоторые элективные дисциплины для студентов I курса специальностей 050606 и 050112 – «Химия». С учетом специфики региона в каталог элективных дисциплин по специальности включены такие дисциплины, как «Нефтяные дисперсные системы», «Эмульсии нефти с водой и методы их разрушения», «Химия нефти и газа» и другие.
Разрабатываются востребованные специализации, если в 2008 г. были утверждены 60 специализаций, то в 2009 г. 34 из этих специализаций были дополнены и введены 18 новых специализаций. Так, были введены специализации режиссер-аниматор, социальная педагогика, биоэкология, архитектурный дизайн, прикладное и системное программирование, учитель музыки и музыкальный руководитель детских дошкольных учреждений по соответствующим специальностям и целый ряд других. По 9 специальностям предусмотрен английский язык в качестве специализации или углубленного изучения.
Значительный вклад в обновление образовательных программ вносят филиалы кафедр, которые наряду с практиками обеспечивают связь с производственной средой. Кафедры, готовящие выпускников для сферы образования, открывают филиалы в средних и средне - специальных учебных заведениях. Кафедры готовящие выпускников непедагогических специальностей открывают филиалы кафедр в учреждениях культуры, на предприятиях производственной сферы, финансового сектора и т.п. Например, выпускники специальности «Государственное и местное управление» работают в государственных органах и учреждениях, национальных компаниях. С целью соответствия требованиям работодателя кафедра постоянно ведет работу по мониторингу государственных программ. С учетом требований приема на государственную службу на знание Конституции РК, государственного языка,  законов о борьбе с коррупцией,  о государственной службе, о труде, кафедра вносит дополнения в образовательные программы и т.п.
Учету интересов работодателей при разработке образовательных программ способствуют также регулярно проводимые в университете научно-практические форумы (конференции, семинары, круглые столы и др.) с участием представителей производства. По их результатам принимаются меры по совершенствованию содержания программ. Ассоциация выпускников, созданная в университете, также позволяет реализовать обратную связь с потребителями.


С целью организации и проведения профессиональной практики вуз заключает договора и оформляет заявки для прохождения практики. Если в 2007-2008 учебном году имелось 73 договора на проведение практик, то с января 2009 года их количество было увеличено до 110.
Структура заключенных договоров в разрезе направления подготовки выглядит следующим образом:  -  для специальностей группы «Образование»  40 договоров; -  для направления «Искусство» 15 договоров; - для направления «Социальные науки и бизнес» 16 договоров; -  для направления «Гуманитарные науки» 42; -  для направления «Право» 5 договоров и т.д., что позволяет обеспечить базами практик все специальности университета.
Так, в 2007- 2008 учебном году прошли практику 3749 студентов. В  2008- 2009 учебном году прошли практику 3670 студентов. Для студентов специальностей «Химия и ботаника», «Химия», «Экология и природопользование», «Экология», «География» организуются экскурсии по предприятиям города и области, а также выездные экскурсии на предприятия РФ (г.г. Саратов,  Самара,  Энгельс, Оренбург,  Новокуйбышевск). Ежегодно студенты ряда специальностей проходят производственную практику в компании «Карачаганак Петролеум Б.В.».

В целях обеспечения эффективной работы по трудоустройству в структуре вуза создан отдел организации практики и трудоустройства. Ежегодно отдел проводит персональное распределение студентов выпускных курсов педагогических и искусствоведческих специальностей с участием областного, 12 районных и городского отделов образования,  областного управления культуры ЗКО и районных отделов культуры, Атырауского городского отдела образования и Индерского районного отдела образования Атырауской области; встречи с представителями иностранных компаний КПО Б.В. и «АМЕС», Жайык-Каспийского департамента экологии, Агентства по делам госслужбы, областного и городского отделов координации занятости и социальных программ. Организуются «Дни карьеры» для выпускников непедагогических специальностей с участием работодателей города и области (в 2006 году участвовало 37 организаций и учреждений, в 2007 году- 27 работодателей, в 2008 году – 37 работодателей и в 2009 году – 40 организаций и предприятий ЗКО, в 2010 – 44 предприятия).
Проводятся круглые столы с участием работодателей по вопросам социального партнерства. Были подписаны двусторонний меморандум о социальном партнерстве между вузом и Акиматом ЗКО и трехсторонний с ГУ «Департамент предпринимательства и промышленности» ЗКО и НЭП «Союз «Атамекен» в ЗКО.
Систематически изучается мнение работодателей на предмет удовлетворенности  уровнем подготовленности выпускников вуза  вне зависимости от направления подготовки. Так, в марте 2006 года проанкетировано 37 работодателей города и области, в июне 2007 года - 50 работодателей. Проведен экспертный опрос  55  работодателей в июне 2008 года, в апреле- мае 2009 года - 47 организаций и предприятий ЗКО. В целях подготовки к институциональной аккредитации было проведено анкетирование 60 работодателей в январе 2010 г.

ВИРТУАЛДЫ ТУР

СЕРІКТЕСТІКТЕР

joomla

Powered by Joomlamaster.org.uatogether with Joomstudio.com.ua